- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Денежно-кредитная политика
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001981 |
Тема: | Денежно-кредитная политика |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Экономическая теория» На тему: «Денежно-кредитная политика» Работу выполнила: студентка 1 курса, специальности «Экономическая безопасность», группы 36ЭБ152, Чередова В.В Работу проверила: научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент по кафедре мировой экономики и международного бизнеса, Карагулян Е.А Тюмень2015 Работа выполнена на кафедре учета, анализа и аудита Финансово-экономического института ТюмГУ по направлению (специальности) «Экономическая безопасность» по дисциплине «Экономическая теория». Допущено к защите: _____________201_ _________________ (подпись) Защищена Оценка______________ _____________201_ _________________ (подпись) СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...4 1. Денежно-кредитная политика…………………………………………………6 1.1 Понятие денежно-кредитной политики……………………………………..6 1.2 Цели денежно-кредитной политики и механизмы воздействия на них.......7 1.3 Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования……………10 2. Денежно-кредитная политика в России……………………………………..13 2.1 Денежно-кредитная политика ЦБ РФ……………………....………………13 2.2 Анализ и перспективы современной кредитно-денежной политики ЦБ РФ……...….………………………………………………………………………17 Заключение……………………………………………………………………….22 Список литературы………………………………………………………………24 ВВЕДЕНИЕ С начала 1980-х гг. денежно-кредитная политика выходит на первый план в системе государственного регулирования рыночной экономики. Актуальность данной темы обусловлена тем, что денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью государственного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика является предметом работы. Объектом являются цели и инструменты данной политики Цель работы: исследовать теоретические аспекты денежно-кредитной политики Центрального банка, проанализировать современное состояние и оценить перспективы развития денежно-кредитной политики Российской Федерации. В соответствии с целью работы ставятся следующие задачи: ? Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики; ? Установить роль Центрального банка РФ в проведение денежно-кредитной политики; ? Изучить состояние денежно-кредитной сферы в целом по России и в частности Краснодарском крае в 2013 году; ? Оценить цели и задачи денежно-кредитной политики РФ на среднесрочную перспективу; ? Выделить основные инструменты воздействия на денежно-кредитную политику РФ; ? Изучить перспективы развития денежно-кредитной политики в Российской федерации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Структура работы обусловлена целью и задачами. Для написания курсовой работы были использованы периодические издания, экономические учебники, экономические журналы и интернет-ресурсы. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 1.1 Понятие денежно-кредитной политики С начала 1980-х гг. денежно-кредитная (монетарная) политика выходит на первый план в системе государственного регулирования рыночной экономики. Среди западных экономистов в этот период все более преобладающим становится мнение о том, что денежно-кредитная политика в наибольшей степени соответствует требованиям рыночного механизма, является более гибкой и эффективной по сравнению с бюджетной политикой. В узком смысле денежно-кредитная политика – совокупность мер государства, направленных на эффективное функционирование валютно-финансовой системы. В широком смысле денежно кредитная политика рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, то есть для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны. [11] Главные объекты денежно-кредитной политики – спрос на деньги и предложение денег. Механизм предложения денег в современных условиях регулируется центральным банком, которому принадлежит исключительное право осуществлять выпуск в обращение новых банкнот. Однако денежная масса создается не только центральным банком, но и коммерческими банками в процессе осуществления ими кредитных операций. Открывая кредиты, банки вливают в экономику определенную денежную массу, таким образом, банковская система является создателем денег. [9] Субъект денежно-кредитной политики может трактоваться как в широком смысле – государство, так и в узком смысле – правительство страны вместе с центральным банком и коммерческие банки. [11] Лаврушин О.И. относит к субъектам денежно-кредитной политики независимый центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и систему коммерческих банков. [1] Независимость центрального банка признается большинством исследователей необходимым фактором успешной денежно-кредитной политики, но не единственным. В настоящее время исследователи и представители центральных банков мира все больше понимают важность открытости и транспарентности (прозрачности) деятельности центрального банка в области денежно-кредитного регулирования. [19] Эффективность осуществляемой денежно-кредитной политики зависит также от стабильности банковской системы. Именно банки в рамках денежно-кредитных отношений обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. [7] 1.2 Цели денежно-кредитной политики и механизмы воздействия на них Большинство исследователей цели денежно-кредитной политики подразделяют на несколько уровней: [7] 1. Стратегические (конечные или долгосрочные) или «политические переменные»; 2. Промежуточные или среднесрочные («режим монетарной политики») 3. Операционные (тактические) цели или процедуры. Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики. Следовательно, ее стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам. Монетарные власти могут преследовать лишь достижение частной цели, которая в сочетании с другими частными целями, предназначенными для осуществления соответствующей части политики в других сферах, позволяет государственным органам добиваться успеха при реализации своей экономической политики. [7] В качестве приоритетной цели денежно-кредитной политики могут рассматриваться макроэкономическое равновесие, ценовая стабильность, финансовая и банковская стабильность, устойчивое экономическое развитие или стабильный экономический рост. [1\11] Данные цели отражают определенное состояние основных макроэкономических параметров, а именно: устойчивый рост производства, повышение эффективности производства, внутреннюю и внешнюю стабильность национальной денежной единицы, полную занятость рабочей силы и положительное сальдо платежного баланса. [7] При проведении денежно-кредитной политики перед центральными банками неизбежно возникает проблема выбора между политикой, стимулирующей экономический рост, и антиинфляционной политикой. Денежно-кредитные методы не позволяют достичь этих целей на приемлемом уровне. Поэтому выбранный курс денежно-кредитной политики должен в равной степени сочетаться с другими направлениями экономической политики государства. [8] Отдельные экономисты расширяют перечень стратегических целей, выделяя в качестве последних устойчивость ставки процента на внутреннем денежном рынке, равновесие на отдельных сегментах национального финансового рынка, устойчивость внутреннего валютного рынка. [1] Центральный банк может влиять на промежуточные цели денежно-кредитной политики через передаточные (трансмиссионные) механизмы имеющихся в его распоряжении инструментов. Эти механизмы представляют собой систему переменных, через которую предложение денег влияет на экономическую активность. [7] Структура трансмиссионного механизма состоит из каналов, которые представляют собой цепочку макроэкономических переменных. Канал процентной ставки традиционно считается главным каналом трансмиссионного механизма. Большинство макроэкономических моделей денежно-кредитной политики описывает влияние центрального банка на экономику через регулирования процентных ставок. Сущность его заключается в том, что при данном уровне жесткости цен увеличение номинальной процентной ставки ведет к росту реальной ставки и издержек привлечения финансовых ресурсов. Удорожание ресурсов, в свою очередь, сказывается сокращением потребления и инвестиций. [8] Сущность канала благосостояния проявляется в том, что в связи с тем, что изменение процентной ставки оказывает влияние на ценность долгосрочных финансовых активов, в которых размещаются сбережения, ее рост ведет к снижению благосостояния и падению потребления. В широком канале кредитования или в балансовом канале также присутствуют финансовые активы, но в отличие от предыдущего канала здесь они играют главную роль. Если кредитный рынок лишен недостатков, снижение ценности обеспечения никак не сказывается на инвестиционных решениях. Однако при наличии информационных и агентских издержек падение цен на финансовые активы ведет к росту процентной премии, выплачиваемой заемщиками за внешнее финансирование, что, в свою очередь, провоцирует снижение объема потребления и инвестиций. В узком канале кредитования или канале издержек привлечения капитала основное место занимает банковское кредитование. Идея этого канала заключается в том, что центральный банк, уменьшая объем резервов, находящихся в распоряжении коммерческих банков, тем самым вынуждает их сократить предложение кредитов. Канал валютного курса является ключевым элементом моделей денежно-кредитной политики. В его работе задействован непокрытый паритет процентных ставок. Поднимая внутреннюю процентную ставку по отношению к иностранной, центральный банк провоцирует рост форвардного валютного курса. Укрепление местной валюты неизбежно приводит к сокращению чистого экспорта и совокупного спроса. Монетаристский канал является монетаристским в том понимании, что им описывается прямой эффект, оказываемый денежным предложением на цены активов. Применение инструментов денежно-кредитной политики ведет к корректировке структуры накопленных активов и относительных цен на них, что, в конечном счета, затрагивает реальный сектор экономики. [8] 1.3 Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования Механизм денежно-кредитного регулирования формирует условия и порядок применения методов и инструментов, определяет деятельность центрального банка по использованию этих методов и инструментов. [7] Метод денежно-кредитной политики – это понятие более широкое и емкое, по сравнению с инструментом. Метод определяется как «совокупность, набор объединяемых единым признаком способов, инструментов воздействия субъектов на объекты денежно-кредитной политики для достижения своих целей», инструмент – это «средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики». [1\11] Государство в процессе осуществления денежно-кредитной политики использует три основных инструмента: [9] 1. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами; 2. Учетную ставку банковского процента (ставку рефинансирования); 3. Норму обязательных резервов. Наиболее эффективным и гибким инструментом считаются операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Под операциями на открытом рынке понимают широкий набор инструментов, основной чертой которых является инициатива, идущая от центрального банка. К ним относится купля-продажа активов на условиях РЕПО, а также на условиях аутрайт, валютные свопы, размещение в центральном банке краткосрочных депозитов на стандартных условиях, кредитование банков центральным банком в форме ломбардных аукционов. [3] Под постоянно действующими механизмами понимают краткосрочные операции центрального банка, проводимые по инициативе кредитных организаций: кредиты банкам и депозиты банков в центральном банке на условиях овернайт. [2] При проведении политики «дешевых» денег центральный банк покупает государственные ценные бумаги. В этом случае рыночная стоимость ценных бумаг растет, а их доходность падает. В результате ресурсы коммерческих банков увеличиваются и соответственно увеличивается их способность создавать деньги. [9] Рассмотрим теперь второй по важности инструмент денежно-кредитной политики – учетную ставку процента. По этой ставке центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. [9] При проведении политики «дорогих» денег учетная ставка процента повышается. В результате кредит для коммерческих банков становится более дорогим и они начинают снижать объем своих кредитных операций, что вызывает уменьшение денежной массы в обращении. При осуществлении политики «дешевых» денег учетная ставка процента снижается, что вызывает мультипликативный эффект, приводящий к увеличению денежной массы в обращении. [9] Третий инструмент денежно-кредитной политики – изменение нормы обязательных резервов. Нормативные резервные требования представляют собой установленные жесткие административные правила проведения банковских операций, касающиеся величины отчислений от банковских обязательств, влияющих на размер банковских резервов, и объем кредитных операций банков. При проведении политики «дорогих» денег центральный банк повышает норму обязательных банковских резервов, что сокращает денежную массу в обращении. Политика «дешевых» денег предполагает уменьшение нормы банковских резервов. [9] Наряду с тремя основными инструментами используются и другие инструменты, среди них: 1. Добровольные соглашения между центральным банком и коммерческими банками, когда последние берут на себя определенные обязательства по соблюдению установленных центральным банком требований; 2. Таргетирование, то есть установление лимитов прироста денежной массы в обращении; 3. Валютные интервенции центрального банка для поддержания курса национальной валюты и др. [9] денежный банк кредитный экономика ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2.1 Денежно-кредитная политика ЦБ РФ Центральный Банк Российской Федерации является главным банком страны. В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». [3] ЦБ РФ находится в федеральной собственности, но независим от правительства, то есть не отвечает по его обязательствам, а правительство, в свою очередь, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ. [10] В соответствии с федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделяют следующие цели деятельности Банка России: 1. защита и обеспечение устойчивости рубля; 2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 3. обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; 4. развитие финансового рынка Российской Федерации; 5. обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России, но он должен осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. [10] ЦБ РФ может получать прибыль за счет следующих операций: [4] * увеличения денежной базы, что при прочих равных условиях приводит к увеличению экономического выигрыша центрального банка от сеньоража в форме роста величины получаемой прибыли; * снижения нормы обязательных резервов; * увеличения ставки рефинансирования. Банк России выполняет следующие функции: [10] 1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; 3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; 4. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 5. устанавливает правила проведения банковских операций; 6. осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 7. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; 8. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 9. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 10. осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; 11. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; 12. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; 13. определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 14. утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения; 15. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 16. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; 17. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 18. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: [10] * процентные ставки по операциям Банка России; * нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); * депозитные операции; * операции на открытом рынке; * валютное регулирование; * установление ориентиров роста денежной массы; * прямые количественные ограничения; * эмиссия облигаций от своего имени. Рассмотрим эти инструменты подробнее. Процентная политика центрального банка объединяет политику регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и депозитную политику центрального банка. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. [3] Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России. Кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств. [3] Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы Российской Федерации и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы и в соответствии с «Положением о проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями» (утв. Банком России 09.08.2013 № 404-П). [6] Под операциями Банка России на открытом рынке в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» понимаются: [10] * купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами; * купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организованных торгах, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. В законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечено: валютное регулирование осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, то есть купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. [10] Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов. [10] 2.2 Анализ и перспективы современной кредитно-денежной политики ЦБ РФ В предстоящий трехлетний период основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста. [5] К 2015 году Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в рамках которого обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целей по инфляции, принятие решений в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции, а также активное информационное взаимодействие центрального банка с обществом и его подотчетность. В среднесрочной перспективе перед Банком России стоит задача по дальнейшему снижению темпа роста потребительских цен. Данный процесс должен протекать постепенно: целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста (установленные цели по инфляции достижимы без создания существенных рисков для устойчивости экономического роста), а также задачи по поддержанию устойчивого функционирования банковского сектора и финансовых рынков. Целевое значение изменения потребительских цен, установленное с учетом вышеуказанных факторов, составила 5,0% в 2014 году, составит 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году. [5] Целевые ориентиры по инфляции установлены в виде точечных значений, а не диапазона, как в предыдущие годы. Преимуществом использования точечной цели по инфляции по сравнению с целевым диапазоном является более четкий сигнал о том, какой именно темп роста цен рассматривается Банком России в качестве целевого, что должно обеспечить однозначное понимание цели денежно-кредитной политики экономическими агентами. Отклонения инфляции от цели как вверх, так и вниз Банком России рассматриваются как нежелательные. [5] Стремясь достичь точечной цели по инфляции, Банк России в то же время не изменяет направленность денежно-кредитной политики в ответ на краткосрочные отклонения инфляции от цели, находящиеся в пределах установленного диапазона, в случае если они не препятствуют достижению цели в среднесрочной перспективе (такая политика могла бы привести к увеличению волатильности процентных ставок, совокупного выпуска и иных показателей). В то же время возникновение факторов, приводящих, по оценкам Банка России, к отклонению инфляции от цели в среднесрочной перспективе, вне зависимости от их природы является основанием для изменения направленности денежно-кредитной политики. Скорость возвращения инфляции к целевому значению определяется с учетом необходимости его достижения без создания рисков существенного охлаждения или перегрева экономики. Банк России будет стремиться достичь цели по инфляции, устанавливая процентные ставки по своим операциям с учетом особенностей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, то есть процесса влияния решений центрального банка на экономику. Процентные ставки по операциям Банка России напрямую воздействуют на формирование стоимости средств на денежном рынке (наиболее краткосрочном сегменте финансового рынка), что, в свою очередь, влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Уровень процентных ставок является одним из факторов, определяющих экономические решения домашних хозяйств и фирм (в том числе относительно потребления, сбережения, инвестирования) и в конечном итоге влияющих на динамику инфляции. Решения о направленности денежно-кредитной политики принимаются Банком России на основе комплексного анализа экономических процессов. В связи с тем, что влияние денежно-кредитной политики на экономику распределено во времени, особое внимание при ее проведении уделяется макроэкономическому прогнозированию и оценке рисков отклонения инфляции от целевого уровня. Банк России продолжит реализацию мер по оптимизации системы инструментов денежно-кредитной политики с целью усиления действенности процентного канала трансмиссионного механизма. Достижению данной цели также будут способствовать меры Банка России по развитию инфраструктуры финансовых рынков, увеличению их глубины и совершенствованию платежной системы Банка России. [5] Банк России намерен продолжить повышать гибкость курсообразования и к 2015 году завершить переход к режиму плавающего валютного курса, что позволит избежать возможного конфликта целей денежно-кредитной политики. Важную роль в формировании инфляции играют ожидания экономических агентов относительно ее дальнейшего изменения, а также динамики краткосрочных процентных ставок и других экономических индикаторов. Проведение активной информационной политики, включая регулярное разъяснение широкой общественности целей деятельности Банка России, содержания принимаемых им мер и их результатов, будет, наряду с обеспечением подотчетности центрального банка, способствовать улучшению понимания проводимой денежно-кредитной политики и повышению доверия к Банку России, что позволит усилить его воздействие на ожидания экономических агентов. Успешность реализации государственной макроэкономической политики в значительной степени зависит от координации деятельности Банка России и Правительства Российской Федерации. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, вносит позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности. При разработке и реализации денежно-кредитной политики Банк России придает большое значение развитию механизмов взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в области тарифной политики, управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России, пополнения и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. [5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ В первой главе научной работы было довольно широко и полно раскрыто понятие «денежно-кредитной политики», рассмотрены цели и задачи денежно-кредитной политики. Также были изучены основные инструменты денежно-кредитной политики, такие как: операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, учетная ставка банковского процента (ставка рефинансирования), норма обязательных резервов, - и пути их воздействия на экономику. Во второй главе научной работы рассматривается деятельность Центрального банка Российской Федерации в проведении денежно-кредитной политики, выделены основные инструменты воздействия на денежно-кредитную политику России, а так же рассмотрены тенденции и перспективы развития денежно-кредитной политики Российской Федерации. В предстоящий трехлетний период основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен. В настоящее время особое внимание уделено инфляционным ожиданиям экономических агентов. Проведение активной информационной политики, включая регулярное разъяснение широкой общественности целей деятельности Банка России, содержания принимаемых им мер и их результатов, будет способствовать улучшению понимания проводимой денежно-кредитной политики и повышению доверия к Банку России. Также, для улучшения инфляционных ожиданий экономических агентов целевые ориентиры по инфляции установлены в виде точечных значений, а не диапазона, как в предыдущие годы. Установление целевых ориентиров по инфляции в виде точечных значений позволит более точно определить какой именно темп роста цен рассматривается Банком России в качестве целевого, что должно обеспечить однозначное понимание цели денежно-кредитной политики экономическими агентами. В качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики Банк России будет использовать ключевую ставку. При этом к 1 января 2016 года Банк России скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До указанной даты ставка рефинансирования не будет иметь значения как индикатор денежно-кредитной политики и будет носить справочный характер. Основными инструментами регулирования ликвидности банковского сектора будут оставаться операции Банка России на аукционной основе на срок 1 неделя, ставка по которым является ключевой ставкой Банка России. В целом дальнейшее развитие денежно-кредитной политики Российской Федерации зависит от ситуации в мировой экономике и динамики цен на нефть. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Деньги. Кредит. Банки / под редакцией Лаврушина О.И. – М.: КНОРУС, 2010г. 2. Жуков Е. Ф., Эриашвили Н. Д., 3-е изд., перераб. и доп. Банковское дело. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012 г. 3. Исаева Е.А. Банковское дело. Учебно-практическое пособие, - М.: Москва, 2011 г. 4. О влиянии денежно-кредитной политики на величину прибыли Банка России. Журнал «Финансы и кредит» 42(522) 2012 ноябрь. 5. «Положение об обязательных резервах кредитных организаций» (утв. Банком России 07.08.2009 N 342-П) (ред. от 18.11.2013) 6. «Положение о проведении Банком России депозитных операций с кредитными организациями" (утв. Банком России 09.08.2013 N 404-П) 7. Теоретические аспекты системы денежно-кредитного регулирования экономики. Журнал «Финансы и кредит» 27(555) 2013 июль. 8. Трунин С.Н., Вукович Г.Г. Макроэкономика: учебное пособие, - М.: Финансы и статистика, 2011г. 9. Указание Банка России от 12 февраля 2013 года № 2970-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» 10. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты, - М.: Изд. «Экономика». 2012г. 11. Формализация, макроэкономика и денежно-кредитная политика. Журнал «Финансы и кредит» 3 (243) 2011 январь. Размещено на 2 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: